Итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе
Цель: Закрепить и систематизировать математические знания детей.
Образовательные задачи:
1. Совершенствовать навыки умения применять математические знания в практических задачах.
2. Закрепить навыки количественного и порядкового счёта;
3. Закрепить знания о временных представлениях (раньше, позже);
4. Закрепить знания детей о пространственных отношениях (между, посередине);
5. Упражнять в умение самостоятельно решать математические задачи;
Развивающие задачи:
1.Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;
2.Развивать внимание и логическое мышление;
3. Развивать любознательность;
Воспитательные задачи:
1. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе;
2. Воспитывать желание думать, самостоятельно искать пути решения к поставленной задаче;
3.Стимулировать познавательную активность, воспитывать чувство удовлетворения от проделанной работы;
Материал к занятию: 3 картинки с изображением яблока (с одной стороны - белые, а с другой - цветные). Игрушки: собачка, волк, коза, ёжик, Лягушонок. Магнитная доска, цифры.
Раздаточный материал: цифры, тетради, карандаши.
Ход занятия
Игра «День-ночь»
- Ребята к нам сегодня кто – то пришёл в гости. Мы узнаем это, выполнив задание.
(Дети выполняют графический диктант)
-Вы догадались, кто наш гость? (собачка)
Воспитатель достает игрушку - Собачку
- Сколько у нас гостей? Поднимите нужную цифру.
(Дети показывают цифру 1)
- Сегодня герои сказок помогут нам в игре «День-ночь». Вы же знаете, что ночью происходят сказочные чудеса, замечательные превращения.
- Ночь! (Дети закрывают глаза, показывают, что они «спят») Воспитатель добавляет игрушку - Волка.
- День! Что изменилось? (Пришел Волк). (2)
- Сколько теперь героев сказок? (2)
- Как получилось число 2? (1+1=2)
- Ночь! Дети «спят» - (появляется Коза)
- День! Что изменилось? Как получилось число 3? (2+1=3)
- Ночь! Дети «спят» - появляется Лягушонок.
- День! Что изменилось? Покажите (4)
- Как получилось число 4? (3+1=4)
- Ночь! Дети «спят» появляется Ежик.
- День! Что изменилось? Покажите (5)
- Как получилось число 5? (4+1=5)
Игра «Что изменилось?»
Воспитатель показывает детям картину - домик, где живут бабка с дедкой.
- Какое время года на картине? Почему вы так думаете?
- Что находится слева домика? Справа? Над ним? Перед ним? Позади него?
- Кто находится внутри домика? Снаружи?
Затем выставляется вторая картина. Дети должны объяснить, чем эта картинка отличается от первой:
1. Временем года;
2. Машина была слева от домика, а стала справа;
3. На первой картинке легковая машина, а на второй - грузовая;
4. Перед домом были цветы, а стал снеговик. И т. п.
Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5 - все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
1, 2, 3, 4, 5 - топаем ногами,
1, 2, 3, 4, 5 - хлопаем руками,
Подтянитесь на носочках,
Столько раз, ровно столько,
Сколько пальцев на руке у вас.
Пространственные отношения: между, посередине.
Игра «Яблоки»
На доске три яблока белой стороной к детям.
- Ребята, послушайте мою загадку:
- Красное яблоко больше желтого. Желтое больше зеленого, Какое яблоко меньше всех?
- Воспитатель переворачивает картинки цветной стороной, и дети убеждаются в том, что ответ найден верно.
- Какое яблоко посередине (желтое)
- Какое яблоко слева от желтого? Справа от красного? Между красным и зеленым?
Загадки: «Когда это бывает?»
Вился, вился белый рой
Сел на землю - стал герой.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь
Станет капелькой чистой,
Как поймаешь на ладонь (снег)
- Когда бывает снег?
Прилетели грачи,
В дом свой - улей - пчела
Первый мед принесла
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (весной)
- Что раньше, а что позже: весна или зима?
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (летом)
- Что раньше, а что позже: весна или лето? Может ли лето прийти сразу после зимы?
- О каком времени года не было загадки?
- Назовите времена года по порядку, начиная с зимы.
Сказочные задачки
1) Забыла Галя закрыть букварь, легла спать, а буквы разбежались. Буква А пошла играть с Галиными игрушками. Буква Б ухитрилась забраться на люстру. Буква З решила погулять на улицу, Буква Ж забралась Гале под подушку. Буква Р хотела выпрыгнуть из букваря, а потом подумала и осталась на месте.
Вопрос: Сколько букв убежало из букваря? (4)
2) Нарядились звери, пошли гулять. Медведь в шляпе, волк в кепке, лиса в панамке, белка в косынке, а заяц в пилотке. Вдруг подул сильный ветер и сдул с медведя шляпу, а с лисы панаму.
Вопрос: Сколько зверей осталось в головных уборах? (3)
3) Пришли к Антону на день рождения гости, Макар подарил ему живого попугайчика. Степан подарил ему вездеход. Лиза подарила ему коробку цветных карандашей.
Вопрос: Сколько всего игрушек подарили гости Антону? (1)
Рефлексия:
- Какие трудности сегодня вам пришлось преодолеть?
- Что для вас было самым трудным в нашем путешествии?
- Что было трудным именно для тебя?
- Что понравилось больше всего?